20.02.2019  Военная комендатура Таганрога разъясняет, кто может стать военным полицейским
20.02.2019  Предприятия Таганрога на инвестфоруме в Сочи заключили крупные инвестиционные соглашения
20.02.2019  «Управление «Водоканал» информирует
19.02.2019  В Таганроге мужчин украл у сожительницы свой же подарок

Адрес редакции: 347900, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Греческая, д. 90
Телефон: 8 (8634) 31-55-91, E-Mail Время работы: 9.00 - 17.00 (Пн. - Пт.)
 
 
 
 
   

«ОБЩЕСТВО»

   
 

15.02.2019
Театр ждёт зрителей

15.02.2019
Музей приглашает на эксперименты

15.02.2019
В ГДК поздравят защитников Отечества

15.02.2019
Во Дворце молодежи - фестиваль авторской песни

15.02.2019
В библиотеке - концерт и выставка

 

11.02.2019 Таганрог стал столицей роботов

Восьмого февраля (28 января – по старому стилю) 1724 года Петр I подписал Указ об образовании Российской Академии наук, первоначально названной Академией наук и художеств. 7 июня 1999 года Указом Президента Российской Федерации, «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» был установлен День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля. В преддверии праздника мы встретились с профессором Михаилом Медведевым, работающим в НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ.

- Михаил Юрьевич, чем занимается ваш коллектив?

- Системами управления мобильными роботами - наземными (на колесах или на гусеничном ходу), воздушными и морскими. Отличительной особенностью наших разработок является автономность робота, то есть его работа без участия оператора.

- Проще говоря, «вставляете мозги» роботам, имеющим ноги либо крылья. А до вас в Таганроге этим занимались?

- В ТРТИ первый мобильный интеллектуальный робот был разработан еще в 1970-е годы в НИИ многопроцессорных вычислительных систем, который возглавлял академик Анатолий Васильевич Каляев. Система управления была реализована с помощью нейроподобных сетей, разработанных профессором Юрием Викторовичем Чернухиным, действующих аналогично человеческому мозгу. Сегодня они широко применяются.

- Что скажете о современных «молодых мозгах» – о ваших студентах?

- Большинство сотрудников нашего НИИ – молодые специалисты, подготовленные таганрогскими кафедрами. Если говорить о мозгах и способностях, они ничем не отличаются от предыдущих поколений. Но сегодня студенты учатся в другой среде. Советские вузы были нацелены на то, чтобы научить специалиста думать и анализировать информацию.

Современное российское образование - на получение навыков работы с уже разработанным оборудованием и программным обеспечением – так называемых компетенций. Однако набор средств и поток информации огромны, студенты в них просто тонут. И чтобы они эффективно использовали получаемые навыки, мы привлекаем их к работе в НИИ, начиная с первого курса. Участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах позволяет ребятам отобрать наиболее эффективные инструменты решения поставленных задач и понять, что без фундаментальных знаний любые, самые технологичные средства могут быть бесполезными и даже вредными.

- А раньше у студентов, в том числе и лично у вас, такие возможности были?

- В Советском Союзе студентов активно привлекали к научно-прикладным разработкам. В конце 1980-х хоздоговора прекратились: денег ни у кого не было. А в 90-е вся система рухнула. Только в 2000-е появились научные фонды, гранты, договора; начало восстанавливаться финансирование прикладной вузовской науки. Я поступал еще в ТРТИ - в 1991 году. Прикладной наукой начал заниматься уже в аспирантуре.

- Каковы источники финансирования ваших работ?

- Фундаментальные научно-исследовательские работы финансируются за счет грантов Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. В области прикладных исследований мы выполняем разработки по заказам Фонда перспективных исследований, Минобороны РФ, других ведомств. Есть и международные проекты. НИИ разрабатывал систему управления, навигации и связи стратосферной воздухоплавательной платформы для китайского Агентства ближнего космоса (город Чанша, провинция Хунань). По программе Европейской Комиссии FP 7 мы в составе международной коллаборации из 11 вузов принимали участие в разработке транспортной системы на базе высотных дирижаблей.

- Как-то у японцев спросили, насколько мы от них отстали в плане развития науки и техники. Они ответили: «Навсегда!» Так, значит, ошиблись?

- Конечно! Хотя технологическая проблема существует. «Железа» в России нет: процентов 90 комплектации, особенно в части элементной базы, – импорт. А робот – сложное изделие: там и навигация, и система связи… Так что отставание наше заметно. Но при желании оно преодолевается за три-пять лет. Ведь сейчас ничего не скроешь, все принципы и технологии известны, всё сразу появляется в открытом доступе. Например, в системах технического зрения получены интересные результаты по искусственному интеллекту, изобретены нейронные сети глубокого обучения. И они уже во всех программных средствах: пожалуйста – пользуйся. Сейчас технологическая проблема не является научной или технической, она организационная (экономическая, политическая). Почему в США арестовали финдиректора Huawei? За то, что Huawei – конкурент Apple.

- В минувшем году директора вашего НИИ Вячеслава Пшихопова приглашали в ООН. Не секрет, по какому вопросу?

- По автономным смертоносным системам. Сейчас у боевого робота – оператор, который контролирует применение оружия. Но уже имеется техническая возможность отказаться от оператора. В ООН предлагают запретить применение такого вооружения. И Вячеслава Хасановича МИД РФ привлекал как неправительственного эксперта.

- Каким же было его экспертное заключение?

- Оператор становится слабым звеном робототехнической системы. Искусственный интеллект действует быстрее и точнее, в том числе на уровне принятия решения; вероятность ошибки ниже. Оператор проигрывает роботу – это факт, может натворить больше бед.

- Перейдем на мирные темы. Чем конкретным занимаетесь в данный момент?

- Мобильными автономными роботами, управлением и планированием движения. У них очень широкая сфера применения. Например, транспорт. В этом году в Москве в тестовом режиме планируют запуск беспилотных такси. В США и Западной Европе ради таких роботов дороги уже переоборудуют датчиками. Чем наши роботы отличаются от давно существующих автоматических систем пилотирования? Автопилот движется вдоль заданного маршрута. И траектория движения может быть достаточно сложной, как, к примеру, при посадке самолета, которая сейчас в автомате выполняется. Автономный же робот сам вырабатывает маршрут, причем не только на известной карте. Если по пути следования появляется препятствие, нужно принять решение, куда осуществить маневр. У нас удивляются тому, что робот приехал из одного города в другой, преодолев двести километров. А в этом – никаких проблем. Ему гораздо сложнее проехать по улице двести метров через занятый перекресток. Он останавливается, потому что правила соблюдает. А там, соблюдая правила, никто не ездит. И нужно включать то, что называется «интеллект».

- И последнее. Можно ли вас поздравить с какими-нибудь победами?

- Осенью во Владивостоке наш автономный катер победил во Всероссийских соревнованиях. Наш квадрокоптер выиграл первый этап Всероссийских соревнований Фонда перспективных исследований; готовимся ко второму этапу.

- Ух ты! Неожиданно! Новых вам побед и достижений!

Досье «Таганрогской правды»

Медведев Михаил Юрьевич. Родился 19 апреля 1974 года в городе Сальске. Заместитель директора НИИ робототехники и процессов управления, заведующий кафедрой электротехники и мехатроники Южного федерального университета. Доктор технических наук, профессор.

На снимке: Михаил Медведев на лабораторном полигоне для квадрокоптера. Робот сам вырабатывает маршрут своего движения, сам его преодолевает. Фишка в том, что на пути следования оказываются препятствия, которые движутся со скоростями, сопоставимыми со скоростью самого квадрокоптера.

Антон САХНОВСКИЙ,
фото автора
тел: 8-(8634)-31-55-91
e-mail: vladimirprozor@mail.ru

К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ

  Спил деревьев с вывозом. Тел. 8-918-505-12-05.

Ремонт любых стиральных машин. Тел. 8-904-50-66-139.



Опытный преподаватель английского языка. Тел. 612-927.



Ремонт холодильников, льготы пенсионерам. Тел.: 67-02-79, 8-929-813-77-66.



СДАЮ 1-ком. квартиру – ул. 1-я Котельная, 72/12. Тел. 8-903-471-88-96 (Олеся).


ЕЩЁ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
       
 

19.02.2019
Огненные дороги чужой страны

18.02.2019
Глиняный перезвон Натальи Чипиги

18.02.2019
В Доме Чайковских - состязание музыковедов

15.02.2019
Год под знаком народной культуры

15.02.2019
Книговорот по-таганрогски

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ





20.02.2019
Более 730 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса должно быть на Дону к 2024 году

20.02.2019
В многофункциональных центрах Дона открываются онлайн консультации по переходу на цифровое ТВ

20.02.2019
Ремонт дорог будет оплачиваться Минтрансом только после выполнения всех работ по контракту

18.02.2019
Жителям Дона с ограниченными возможностями здоровья оказывают помощь в трудоустройстве

18.02.2019
«Обучать» роботов школьники Ростовской области смогут на «Уроках цифры»

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ



Яндекс.Метрика



   











 
     
 

© 2013-2015 Редакция газеты "Таганрогская правда"

Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации, в электронном виде обязательна гиперссылка на www.taganrogprav.ru
 
 
разработка: Бочков А.