23.04.2019  У коллектива из Таганрога – медаль Дельфийских игр
23.04.2019  Лицей Таганрога стал первым в рейтинге по ЮФО
23.04.2019  Спортсмены Таганрога - в числе сильнейших батутистов России
23.04.2019  Специалисты по охране труда из Таганрога стали лучшими на областном конкурсе

Адрес редакции: 347900, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Греческая, д. 90
Телефон: 8 (8634) 31-55-91, E-Mail Время работы: 9.00 - 17.00 (Пн. - Пт.)
 
 
 
 
   

«ОБЩЕСТВО»

   
 

22.04.2019
Лучшие танцоры встречаются на «Птице счастья» в ГДК

19.04.2019
В Библиотеке - выставка, концерты, спектакли

19.04.2019
Театр приглашает

19.04.2019
В ГДК - концерт и спектакль

19.04.2019
В Шахматном павильоне - выставки

 

15.03.2019 Таганрог – место особое

Великий Пост – пора освобождения. И прежде всего – не от лишних килограммов своего веса, а от рабства греху. Об этом напоминает беседа нашего корреспондента с клириком таганрогского Свято-Никольского храма иеромонахом Германом (Погореловым).

- Отец Герман! Прежде всего - чем отличаются между собой раскаяние, исповедь и покаяние?

- Исповедь – это таинство. А раскаяние и покаяние – состояния души, устремленной к Богу. По-гречески покаяние – «метанойя», в дословном переводе на русский означает «перемена ума, образа мыслей, мышления, сознания». При покаянии меняется и наше отношение – к Богу, к миру, к людям, живущим возле нас и вокруг нас. Покаяние человеку необходимо для того, чтобы состоялась его встреча с Богом. Покаяние помогает моему внутреннему «я» почувствовать, что Бог – рядом со мной. В покаянном каноне звучат слова: «Дай мне, Господи, прежде кончины покаяние». Это очень важно! Покаяние – состояние души, готовой к обретению Царства Небесного. Отец Иоанн (Крестьянкин) так говорил в своих беседах перед Исповедью: «…человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс.142:6). Раскаяние – это первый, самый трудный шаг на пути к покаянию. О покаянии напоминает нам Притча о блудном сыне. Он все потерял, все ценности – духовные, моральные, материальные, он погрузился в грязь – нравственную и физическую. Но потом он пришел в себя. Приход в себя – важный момент нашей жизни. Но, к сожалению, бывает, что человек живет подобием церковной жизни, приходит на исповедь, причащается, но все это делает механически, по привычке, не прилагая усилий для того, чтобы понять, а для чего он все это делает.

- Что нужно для того, чтобы прийти к раскаянию и покаянию?

- Прежде всего, нужно мужество. Оно необходимо человеку для того, чтоб он признал, что живет нерадиво, только для себя, никого не любя. Во всяком случае, недостаток любви – беда каждого из нас. В обыденной суетной жизни человеческое сердце зачастую оказывается закрытым для Бога. Но, бывает, в горе Бог касается сердца человека, - и человек отвечает. И приходит в себя. И начинает понимать, осознавать свои ошибки, свои промахи. Часто приходят люди после смерти своих близких. Приходят и плачут: «Да вот – не долюбили, не додали, не досмотрели». В стесненных обстоятельствах человеку легче почувствовать потребность любить другого, делиться с ним радостью, заботиться о нем.

- Почему человек зачастую в себе грехов не видит, зато очень хорошо их видит в окружающих?

- Причем, замечу, человек, в окружающих его видит свои собственные грехи. Если душа человека не заражена каким-либо греховным навыком, - человек этого греха и в других не увидит. Святые отцы во всех людях видели только хорошее, никогда никого не осуждали, у обидчиков просили прощения, на зло отвечали добром. И это – итог их покаяния, их беспредельной любви к Богу и ближнему. А у нас не только покаяния, но даже и раскаяния часто не бывает, потому в своем глазу бревна не видим, зато у ближнего в его глазу видим даже маленькую соринку. И ужасаемся, и осуждаем его.

- Если Бог – наш Отец Небесный, любящий всякое свое неразумное чадо, все понимающий и всепрощающий, - зачем Богу и человеку на исповеди нужен посредник-священник?

- Можно привести несколько примеров из церковной жизни. За каждой Литургией мы словами Символа веры выражаем нашу истинную веру в Бога, Которому мы доверяем, Которого любим. И делаем это искренне и открыто, безбоязненно. Давайте вспомним Таинство венчания. Священник спрашивает жениха: имеет ли он намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену девушку, которую видит перед собой? И жених отвечает на это: «Да, хочу!» Аналогично спрашивает и у невесты. Сами слова о добром и непринужденном намерении и о крепкой мысли побуждают спрашиваемого отвечать с искренней любовью к избраннице, никого не стесняясь. И это есть исповедание, как и в Символе веры.

И, наконец, если говорить о Таинстве исповеди, то слова одной из молитв, произносимых перед Исповедью, напоминают участникам Таинства, что священник только свидетельствует об искреннем, непринужденном желании исповедника переменить свой ум, свое сознание в согласие с волей Бога. Добавлю: священник – тот единственный свидетель, который может сказать: «Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит… И аз (я), недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя (тебя) от всех грехов твоих…» Так что священник – не посредник; он – свидетель.

- А что, если у исповедника – ложный стыд в исповедании грехов?

- Ложный стыд – это совсем другое. Это – стыд перед окружающими в исповедании своей христианской веры: некоторые стыдятся перекреститься или даже просто признаться в том, что они – христиане. И в результате, по сути, перестают быть христианами. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде
сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий,» - предупреждает Господь. Здесь говорится о необходимости дерзновения, или смелости, и мужества при исповедании Христа. Исповедники Христовы отдавали жизнь за Христа: история Церкви сохранила огромное множество имен святых мучеников, хотя это – их малая часть; Одному Богу все они ведомы. И обратите внимание: одним и тем же словом – исповедниками – мы называем и святых мучеников, и кающихся на исповеди. Христиане во все времена – это добровольные мученики, бескровные мученики за Христа!

- Исповедь – нелегкая операция. Что, по-вашему, тяжелее всего для кающегося, а что – для священника, принимающего исповедь?

- Думаю, для кающегося труднее всего показать свое доверие к Богу. А священнику тяжелее всего, когда человек так стесняется, что ничего сказать не может. Когда человек искренне раскаивается, говорит о своих грехах, - священник этому очень радуется. Священник слушает исповедь и одновременно молится Богу. Но часто люди, начав ходить в храм, приносят свое видение христианства, церковной жизни. И, бывает, человек на исповеди говорит, и много. Но не о своих грехах, а о своих детях, о соседях, о знакомых, о своих телесных болезнях… Но если человек, придя к стоматологу, в ответ на вопрос «На что жалуетесь?» начнет жаловаться на соседку, - что скажет врач?..

- Бывает ли так, что человек, зная, что его грехи ранят его же душу, на словах кается, а в глубине души все же не хочет избавляться от грехов? Или даже искренне стремится освободиться от греха, а грех этот к нему возвращается снова и снова? Почему так получается?

- Мы даже от простой простуды излечиваемся не сразу. Болезнь отходит, а выздоровление приходит постепенно. А грех – духовная болезнь. Избавление от грехов – процесс всей нашей жизни. Евангельские примеры исцелений от неизлечимых болезней говорят о том, что Бог может в одно мгновение избавить нас от любой греховной привычки. Но готовы ли мы расстаться с этими «любимыми» состояниями? Наша греховность – это состояние нашего падшего естества. Святые отцы учили так: упал, - найди в себе силы подняться и вновь идти к Богу. Упал, - приди на Исповедь, скажи: «Господи! Прости! Дай мне силы!» Необходимо терпение. А совершенное терпение озвучивается так: «Господи! Я готов терпеть столько, сколько необходимо для того, чтоб избавиться от болячки!» Мы не можем сразу взять и, например, перестать осуждать. Важно помнить, что Благодать Божья действует всегда. С явной силой. Но Бог не избавляет нас от грехов наших одномоментно. Причина этого – наша привязанность к нашим грехам. Вспомним наших святых. Их любовь к Богу вытесняла из их душ любые грехи. Но даже их мы не можем назвать безгрешными, у них все равно шла борьба – с греховными помыслами. Когда человек полностью доверится Богу, - Бог дает ему силы бороться и побеждать любые грехи.

- В чем, по вашим наблюдениям, особенности нашего времени и нашего города? Чем, по-вашему, наши современники-таганрожцы грешнее других?

- У нас часто благочестие ассоциируется с благосостоянием. Многие думают: «Если я благочестив, – у меня будет все!» Это – подход наемника, требующего за хорошие дела высокой платы. Но это присуще не только таганрожцам; это – особенность не нашего города, а нашего времени: это свойственно нашему современному мировоззрению. Известный святой, святитель Лука Войно-Ясенецкий, говорил: «Я полюбил страдания.» А мы не хотим помнить о том, что у каждого – свой жизненный крест, а крест – это страдания; в раю нераспятых нет – очень точно сказано. Постановка земного благоденствия целью всей жизни всегда заводит в тупик. Христианину нужно любое посылаемое ему испытание принимать с благодарностью и с просьбой о том, чтобы Господь ему дал силы выйти из этого испытания достойно. Что же касается Таганрога, - он в советские времена был и местом ссылки духовенства. В советский период у нас в городе были христианские общины, Таганрог оставался островком, где молитва не прекращалась, в чем можно увидеть и помощь нашего праведника, святого Павла Таганрогского. Вокруг святого собирается люд, любящий Бога. Так что Таганрог – место особое.

- Согласно христианскому вероучению, первым в рай вошел разбойник – грабитель и убийца, умиравший на своем кресте рядом с Распятым Христом. Причем он даже не каялся, а только попросил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И как это понимать в свете всего вышесказанного?

- Вот они – слова покаяния! Он не только раскаялся и безропотно принял свою мучительную и позорную смерть на кресте, – Он признал во Христе Бога!

- Как искупить свою вину перед человеком, который уже оставил этот мир?

- Молиться. Поминать его на Литургии, на панихидах. Великим постом у нас будут Вселенские поминальные субботы. Молитва наша очень помогает нашим усопшим. Потому что за гробом уже невозможно покаяться. Душа оставляет этот мир с тем духовным опытом, который приобретен ею здесь. Греховный опыт – это тоже духовный опыт, но – со знаком «минус». Каждый из нас уносит отсюда колоссальный багаж этого негатива, который душе в загробной жизни не позволяет подниматься к свету. Каждый из нас может почувствовать, что такое ад, когда мы раздражаемся, гневаемся, ругаемся. Действие греха раздирает нас изнутри. Но здесь мы в таком состоянии находимся временно. А там душа самостоятельно из этого состояния выйти уже не может. Но мы ей можем отсюда в этом помочь; наша любовь побуждает нас к этому. Наша любовь к этому человеку остается с нами, хотя сам человек от нас уходит. Но мы с ним расстаемся на время. На короткое время.

- Как женщине искупить вину перед ее нерожденными детьми, убитыми во чреве?

- Женщине, сделавшей аборт, священник на исповеди дает епитимью – какое-либо правило несения покаяния в этом грехе. Обычно это – просьба о прощении этого страшного злодеяния в ежедневной молитве.

- Значит, Бог и зло превращает в добро, открывая человеку через его грех дорогу к Себе и к покаянию?

- Нет! Иное дело – то, что Бог даже зло может использовать ко благу. И делает это. Но даже Бог не превращает зло в добро. Зло никогда не становится добром, всегда остается злом, и нужно всячески стремиться его избегать. А единственное зло – это наши грехи. И они, наши грехи, не открывают нам дорогу к Богу, а, наоборот, закрывают от нас Его.

Беседовал Антон САХНОВСКИЙ
Фото автора

На снимке: Дорога к Свету

К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ

  Ремонт холодильников, льготы пенсионерам. Тел.: 67-02-79, 8-929-813-77-66.

Ремонт стиральных машин любой сложности, выезд на дом. Тел. 8-900-130-55-95.

Выполняю работы по дому. Сантехника, электрика, ремонт мебели. Тел. 8-988-892-11-65, Роман.


Продаю дачу с пропиской – кооператив «Монтажник». Тел.: 8-928-173-77-36, 67-69-23.

Сдаю 1-комнатную квартиру – ул. 1-я Котельная, 72/12. Тел. 8-903-471-88-96

ЕЩЁ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
       
 

23.04.2019
Таганрожцы присоединились к образовательной акции «100 баллов для Победы»

23.04.2019
«Диктант Победы» впервые напишут в Ростове, Батайске и Таганроге

22.04.2019
Сделаем выставку вместе - художественный музей приглашает присоединиться к проекту

22.04.2019
Два колеса фортуны - о таганрогских любителях поездок на велосипеде

19.04.2019
Лилась музыкальная речь… Вокалисты и хоры музколледжа представили отчетный концерт

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ





24.04.2019
Нацпроекты для улучшения экологии

24.04.2019
На Дону проведут исследование причин онкологии

24.04.2019
Муниципалитеты получат дополнительный ресурс

23.04.2019
Создана комиссия для переписи населения

23.04.2019
Донские студотряды отправляются на помощь ветеранам

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ



Яндекс.Метрика



   











 
     
 

© 2013-2015 Редакция газеты "Таганрогская правда"

Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации, в электронном виде обязательна гиперссылка на www.taganrogprav.ru
 
 
разработка: Бочков А.